Выбор автомобиля не в последнюю очередь зависит от типа его кузова. Говорить о том, что какой-то из них является лучшим по отношению к другим, пожалуй, не корректно, поскольку это вопрос предпочтений. Но чтобы при выборе руководствоваться не просто личными симпатиями и антипатиями, а проверенными фактами, лучше заранее ознакомиться с информацией о различных типах кузовов. В этой статье поговорим про виды седанов, чем они отличаются от других автомобилей, в чем заключаются их преимущества.
А если вы хотите купить седан с пробегом в Санкт-Петербурге, обращайтесь в компанию Авто Премиум. Гарантия надежности приобретаемых автомобилей с про,геом от официального дилера с 20 летней историей.
История кузова седан
Седан был первым и до настоящего времени продолжает оставаться самым распространенным типом кузова автомобиля.
От всех остальных он отличается наличием багажника, который конструктивно отделен от салона автомобиля. Обратившись к истории автомобилестроения, мы увидим, что в транспортных средствах, которые производились до 30-40-х годов XX века, багажник напоминал небольшой по размеру ящик, стоящий позади салона. А ряд автомобилей и вовсе не имел багажника.
Существует несколько версий происхождения термина «седан».
По одной из них Слово sedan произошло от южноитальянского sede, что переводится как кресло. В английском языке так называют паланкины.
Другая версия гласит, что слово «седан» образовалось от названия французского города Седан, где в девятнадцатом столетии производили дорожные кареты.
Термином Sedan пользуются не только производители и жители стран Северной Америки, но и многих европейских государств — Швеции, Турции, Дании, Чехии, Польши, Португалии и пр.
В британском английском, а также в Японии Sedan заменен словом Saloon, в США же такое название носили питейные заведения во времена Дикого Запада.
Немцы называют такие автомобили Stufenheck-Limousine (лимузинами в Германии и других немецкоговорящих странах называют не только седаны, но и хетчбэки и ряд других закрытых типов кузовов). Схожее название для седанов существует и в Хорватии, где их называют Limuzina.
Многие романские языки (такие, как итальянский, румынский, французский) для обозначения седанов пользуются термином Berlina (по-французски он звучит как Berliné). Происхождение этого термина идет от немецкого города Берлин. Испанцы же называют такие автомобили Sedán.
Современные седаны производятся с трехобъемными кузовами. Трехобъемность в данном случае подразумевает возможность его деления на три составных части – капот, салон и багажник.
Конструкцией большинства седанов предусмотрено четыре двери, если же таких дверей шесть, то принято говорить о лимузине. Для багажников современных седанов характерны меньшие по сравнению с капотом размеры, однако раньше (в пятидесятых-восьмидесятых годах прошлого века) они имели одинаковые габариты.
Классический седан сегодня имеет одну центральную стойку, разделяющую салон на две части. Рассчитаны такие автомобили обычно на четверых либо пятерых человек, включая место для водителя. Седаны могут входить как в компактный класс «В», так и в средне- и полноразмерные классы «С», «D» и «Е».
Седаны не могут быть отнесены к классу «А», так как средняя длина кузова менее трех с половиной метров конструктивно не позволяет оснастить автомобиль отдельным багажником. Впрочем, если посмотреть на такое авто, как ЗАЗ 965 с длиной кузова 3, 33 метра, то можно сделать вывод, что это был очень компактный седан, поскольку его багажный отсек был отделен от салона. Однако, багажное отделение находилось у него спереди, а двигатель – сзади.
Некоторое время назад для классификации типов кузова использовали число боковых окон. Виды седанов, имеющие по три боковых окна, называли шестиоконными (по-английски это звучало как six window sedan), а по два окна — четырехоконными (по-английски – four window sedan). К примеру, ГАЗ-М-1 относился к шестиоконным седанам, в то время как «Волга» ГАЗ-24 — к четырехоконным.
На сегодняшний день такая классификация видов седанов не употребляется, но типы кузовов, к которым применимы эти обозначения, выпускаются до настоящего времени.
Виды седанов
-
Классический седан
Среди всех видов седанов, в первую очередь, выделим классический вариант (по-английски звучит как formal sedan). Он характеризуется тремя четко выраженными объемами — моторным отсеком, салоном и багажником, а также наличием центральной стойки. При этом длина моторного отделения и багажника приблизительно одинакова. В середине прошлого столетия (50-е – начало 60-х годов) автомобили выпускались с багажником, длина которого была такой же или даже несколько превосходила длину капота. С середины шестидесятых годов ХХ века началась тенденция к постепенному уменьшению длины багажного отделения с увеличением его высоты. Такой подход был вызван стремлением компенсировать уменьшение его объема. В результате сформировался седаноклиновидный силуэт, которым отличаются все современные автомобили с этим типом кузова. К тому же подобная форма авто отказалась оптимальной с точки зрения аэродинамики.
-
Нотчбэк
Вторым видом седанов является нотчбэк, представляющий собой трехобъемный тип кузова автомобиля с багажником, отделенным от пассажирского салона. Европейцы называют нотчбэками такие типы кузовов как лифтбэки и хэтчбеки, отличающиеся небольшим выступом на задней покатой двери. В основном такое название используется для обозначения определенных моделей седанов. -
Фастбэк
Двух- или четырехдверные двухобъемные седаны, конструкция которых предполагает покатую заднюю стенку багажного отсека либо слабовыраженный третий объем. Этот вид седанов носит коммерческое название Aerosedan. Классическим примером фастбэка можно назвать советский ГАЗ-М-20 «Победа». Отличительной чертой этой разновидности седанов можно назвать покатую крышу, линии которой плавно спускаются вниз, образуя багажный отсек.
Если, в процессе разгадывания кроссвордов или сканвордов, вы столкнетесь с каверзным вопросом относительно подобного типа кузовов, то теперь вам известно, что этот вид седанов называется фастбэком.
-
Хардтоп
Четырехдверные седаны, конструкция которых не предусматривает центральные стойки, а стекла, в основном, не имеют наружных рам, либо эти рамы закреплены непосредственно на стекле и опускаются одновременно с ним, называют седанами-хардтопами, четырехдверными хардтопами, либо (что встречается намного реже) седанами-кабриолетами.
Благодаря рамному кузову этот вид седанов обладает большей жесткостью и, как следствие, большей безопасностью.
Производством настоящих (от английского pillarless – бесстоечных) четырехдверных хардтопов занимались в пятидесятых-семидесятых годах прошлого века в США. В большинстве случаев этот вид седанов был представлен большими и тяжелыми автомобилями, такими, как Oldsmobile 98.
Этот вид седанов в небольших количествах выпускался и в Японии в семидесятые-девяностые годы ХХ столетия.
Чаще всего двухдверные хардтопы называют «купе», при этом тип их кузова не имеет особого значения, однако более правильным и корректным названием этого вида седанов является именно «двухдверный хардтоп».
Седаны, конструкция которых предусматривает наличие центральной стойки, но при этом имеющие дверные стекла без рам, к хардтопам не относятся. В эту группу можно включить транспортные средства с кузовами типа pillared hardtop или colonnade hardtop, выпускаемые в семидесятых годах прошлого века такими компаниями, как Ford, GM и Chrysler, а также ряд японских моделей, к примеру, Toyota Crown, Toyota Sprinter Marino и некоторые другие.
В настоящее время такие автомобили не производятся и встретить на улице седан хардтоп практически невозможно.
-
Седан с удлиненной базой
Еще одним видом седанов является длиннобазный автомобиль, в салоне которого располагается три ряда кресел. От лимузина такое авто отличается отсутствием перегородки, отделяющей салон от водительского места. Конструкция этих транспортных средств предусматривает по три боковых окна. В качестве примера можно привести ГАЗ 14 «Чайку».
-
Двухдверный седан
Рассмотрим еще один вид седанов – двухдверный. Такие модели чаще всего бывают бюджетными, т.е. их стоимость ниже в сравнении с прочими разновидностями седанов.
Впервые двухдверная модель седанов увидела свет в 1958 году. Ее производством в тот период занималась компания Шевролет.
Хотя в настоящее время все большим спросом пользуются универсалы и хэтчбеки, седан по прежнему не собирается сдавать свои позиции. Его кузов отличается максимальной эргономичностью и функциональностью, а также привлекательным дизайном.
-
Лифтбэк
Этот тип кузова нельзя отнести к определенному виду седанов, он скорее является промежуточным вариантом между такими типами как седан, универсал и хэтчбек.
Такие автомобили иногда называют хетчбэкседанами, либо лифтбэками. В отличие от классических хэтчбеков у них более длинный задний свес, практически такой же, как и у седана. Многие иностранные авто можно отнести к этому типу кузова. Среди отечественных транспортных средств признаками лифтбэка обладает, например, Иж-Комби.
Зачастую происходит смешение понятий «хэтчбек» и «лифтбэк», одну и ту же модель автомобиля могут называть по-разному на различных рынках. Название кузова «лифтбэк» чаще используют в Северной Америке. Однако стоит иметь в виду, что конструкция этих кузовов изначально различна.
-
«Четырёхдверное купе»
Так условно называют некоторые четырехдверные седаны, конструкция которых отличается более низкой линией крыши, благодаря которой пропорции автомобиля внешне напоминают купе. В целом же эти транспортные средства более спортивно ориентированные.
Как различаются виды седанов по классу
Пожалуй, каждый из нас сталкивался с такими понятиями, как автомобили гольф-класса или седаны класса D. Но не всем известно, откуда к нам пришли данные обозначения, и кто определяет к какому из классов причислить тот или иной вид седанов.
Чаще всего используют классификацию Европейской экономической комиссии, в основе которой лежит длина автомобиля. Впрочем, этот вариант отнесения авто к тому или иному классу не является единственно верным. Сами европейцы говорят об информационном характере данной классификации, поскольку на нее влияют многочисленные дополнительные факторы, такие, как стоимость или потребительская направленность транспортного средства.
-
A-класс
Этот класс представлен автомобилями, длина которых не превышает 3,6 метров.
Среди эталонов класса можно отметить Citroen C1.
Для этого сегмента авторынка характерно практически полное отсутствие спорных моментов. Увеличение габаритов автомобилей, входящих в класс ситкаров, приведет к потере интереса целевой аудитории. Для их владельцев особую ценность представляет именно компактность транспортных средств, которая идеальна в условиях мегаполисов.
-
B-класс
В этот класс входят виды седанов, длина которых не превышает 4,1 метров.
Эталоном класса является Citroen C3.
Этот класс отличается наибольшей спорностью, если рассматривать его применительно к Европейской системе классификации. Именно В-класс развивается быстрее прочих видов седанов, однако в нашей стране лидеры этого сегмента рынка не укладываются в его параметры.
Множество бюджетных и востребованных на сегодняшний день видов седанов отнесены к В-классу, однако, если исходить только из их габаритов, то часть моделей выходит за границы сегмента. Во избежание путаницы, производители относят ряд выпускаемых автомобилей к классу B+. Именно представители данного промежуточного класса являются наиболее продаваемыми в России.
-
C-класс
В этот класс входят виды седанов, длина которых не превышает 4,4 метров.
В качестве эталона отметим Citroen C4.
В ряде случаев одна и та же модель автомобиля, будучи выпущенной в кузове хэтчбек отлично подходит под габариты, присущие классу, но ее модификация в кузове «седан» будет их существенно превышать. Для таких транспортных средств производители используют понятие С+ класса. В качестве примера можно привести Citroen C4 седан, длина кузова которого составляет 4 621 мм.
-
D-класс
К этому классу относятся виды седанов, длина которых составляет до 4,7 метров.
В качестве эталона отметим Citroen C5.
В D-класс входят просторные семейные седаны, в которых без проблем размещаются четыре пассажира и водитель.
Формально, длина кузова этого вида седанов должна варьироваться от 4,5 до 4,8 метров, размер багажника составлять более 400 литров, колесной базы – около 2,7 метров. В целом же, производители и эксперты больше внимания уделяют уровню оснащения автомобиля, присваивая классность в зависимости от количества и качества предусмотренных опций. Премиальные марки седанов могут быть отнесены в D-классу, даже в случае несоответствия заявленным габаритам.
Согласно классификации европейского комитета безопасности EuroNCAP, все виды седанов и не только могут быть разделены в зависимости от габаритов, массы и типа кузова. Такая классификация причисляет автомобили D-класса к «большим семейным авто». Следующий класс, обозначаемый буквой «Е» обладает практически аналогичными размерами, однако более высоким уровнем оснащенности.
В США для отнесения автомобиля к тому или иному классу используют объем салона, для D-класса он должен составлять от 110 до 119,9 кубических футов.
Японцы относят к D-классу виды седанов, длина которых превышает 4,7 метров, ширина – более 1,7-и, высота – более 2 метров.
-
E-класс
К этому классу относятся виды седанов, длина которых составляет до 5 метров.
В качестве эталона отметим CITROEN DS 8 (его появление на рынке запланировано на 2020 год).
Так же, как и авто, относящиеся к А-классу, транспортные средства классе Е практически всегда соответствуют заданным размерам, поскольку увеличение длины в данном случае принесет лишние проблемы и неудобства. Автомобили E-класса входят в категорию наиболее габаритных авто, которыми владелец управляет самостоятельно, не пользуясь услугами шофера. Соответственно, их длина, не достигающая 5-метровой отметки, вполне достаточна для того, чтобы с комфортом расположиться в салоне.
-
F-класс
К этому классу относятся виды седанов, длина которых составляет более 5 метров.
Этот класс представлен наиболее габаритными автомобилями, длина которых фактически не ограничена. На нее влияют лишь потребности пассажиров и здравый смысл. Поэтому большинство автоконцернов производят как авто в стандартном кузове, так и в кузове, носящем условное название Long. Кто-то будет отлично себя чувствовать при длине авто 5,09 метров, а кому-то необходимо, чтобы длина кузова составляла не менее 5,46 метров. Учтите, что сверхдлинные лимузины, используемые на свадьбах, не относятся к этому классу.
Отличия седана от купе
Еще некоторое время назад можно было без проблем отличить седан от купе. Четырехдверный автомобиль относился к одному из видов седанов. Если же конструкция кузова предусматривала две двери, то речь шла о купе.
На сегодняшний день кузов купе включает в себя гораздо более широкий круг автомобилей, поскольку производители выпускают также четырехдверные модели в этом кузове.
Кроме того, можно встретить и некоторые виды седанов, кузов которых имеет всего две двери.
Разобраться в том, к какому типу кузова относится тот или иной автомобиль, можно, внимательно присмотревшись к несущим стойкам транспортного средства. На рисунке ниже они обозначены латинскими буквами "А", "В" и "С".
За счет стойки «А» с обеих сторон удерживается лобовое стекло.
Стойка «С» необходима для поддержания заднего стекла.
Стойка «В», в основном, характерна для автомобилей в кузове седан. За счет этой несущей стойки кузова обеспечивается структурная поддержка крыши транспортного средства и прочная дополнительная опора его днища.
Стойка «В» располагается по бокам с каждой из сторон автомобиля. Помимо прочего, она придает точку опоры дверям разных видов седанов.
Большая часть автомобилей в кузове купе характеризуется отсутствием средних стоек «В», благодаря которым в седанах обеспечивается дополнительная опора для дверей.
В купе передние кресла чаще всего размещены ближе к задней оси автомобиля.
Для двухдверных седанов также характерно наличие несущих стоек кузова «А», «В» и «С».
К примеру, у таких современных моделей автомобилей, как Honda Accord Coupe, Honda Civic Coupe, BMW четвертой серии, Mercedes Benz C-Class Coupe в конструкции кузова предусмотрено по три стойки с каждой стороны кузова автомобилей. То есть все перечисленные авто относятся к различным видам седанов, несмотря на то, что у них всего по две двери.
В тоже время такие авто как Mercedes Benz AMG GT-S, Jaguar F-Type и Audi R8, не имеющие несущей центральной стойки «В» относятся к разновидности купе. Еще одним признаком, по которому их можно отнести к купе, является расположение передних сидений ближе к задней оси.
В настоящее время производители выпускают большое количество авто, кузов которых конструктивно относится к купе, но при этом в них предусмотрено четыре двери. Речь идет о таких автомобилях, как BMW 6 Series Gran Coupe, BMW 4 Series Gran Coupe, Audi A5 Sportback, и Mercedes-Benz CLS.
Четырехдверные купе появились на рынке благодаря заслугам маркетологов, предложившим любителям кузова купе такие качества как практичность и удобство, которыми ранее могли пользоваться только владельцы четырехдверных седанов. В результате были спроектированы модели купе, имеющие четыре двери.
10 преимуществ различных видов седанов над остальными типами кузовов автомобилей
В России наибольшим спросом пользуются разные виды седанов. Их востребованность объясняется тем, что такой тип кузова является классическим и престижным. Однако кроме престижности, седан обладает многочисленными достоинствами, выделяющими его среди других типов кузовов.
-
Разделение салона и багажника
Ряд преимуществ обеспечивается за счет конструктивного отделения багажника от салона. Благодаря такому решению салон защищен от проникновения запахов и звуков из багажного отсека. Кроме того, в салоне не будут греметь незакрепленные предметы, находящиеся в багажнике.
Эти факторы могут не иметь особого значения для пассажиров, однако водителю важно слышать звук работающего двигателя, не перебиваемый посторонними шумами, чтобы понимать, что автомобиль работает исправно.
При необходимости перевозки в холодное время года грузов, размеры которых не позволяют закрыть крышку багажника, температура в салоне не будет нарушена.
При ДТП, во время которого удар приходится на заднюю часть автомобиля, выше вероятность повреждения багажного отделения, а не салона.
Если сравнивать разные виды седанов с хэтчбеками, в которых салон увеличен благодаря соединению с багажным отсеком, их пассажирские салоны требуют затраты меньшего количества ресурсов на поддержание микроклимата (нагревания зимой и охлаждения в жаркое время года).
Еще одним преимуществом всех видов седанов является расположение заднего стекла, которое меньше пачкается во время езды на автомобиле.
-
Размер багажника
Все виды седанов имеют большие по объему багажники, чем аналогичные транспортные средства прочих классов. В связи с этим, седан облегчает решение ряда повседневных задач, связанных с перевозкой грузов. К примеру, в седане KIА Rio объем багажного отделения составляет 500 литров, в то время как в хэтчбеке – только 390 литров.
-
Аэродинамика кузова и экономия топлива
Благодаря форме кузова всех седаны обладают превосходными аэродинамическими характеристиками. По сравнению с внедорожниками или кроссоверами седаны намного меньше весят, что в совокупности с аэродинамикой значительно уменьшает расход топлива. То есть, седаны относятся к экономичным транспортным средствам.
Если, выбирая авто, вы задумываетесь о расходах на его содержание, не забывайте о названном преимуществе седанов.
-
Бюджетные модели
Бюджетные марки транспортных средств выпускают авто именно в этом типе кузова. То есть, недорогая машина вовсе не будет плохой или неудобной, для классических седанов характерен как отличный внешний вид, так и комфорт, удобство и отсутствие необходимости значительных финансовых вложений.
-
Безопасность движения
Динамика разных видов седанов совершенствовалась в течение многих лет. Результатом явилось равномерное распределение веса авто на колеса, благодаря чему обеспечивается прекрасное сцепление автомобиля с дорогой, и, следовательно, безопасность езды.
-
Комфортабельность салона
Если сравнивать разные виды седанов, например, с внедорожниками, то месторасположение в них пассажирских и водительского мест будет более низким, за счет высокой посадки обеспечивается скорее психологический, чем реальный комфорт. Салоны седанов обладают более высоким уровнем комфортности благодаря небольшому углу наклона кресел и мягкости сидений.
Угол наклона пассажирского и водительского кресел в седане можно регулировать, а различные исследования показали, что при длительных поездках в седане спина и поясница устают меньше всего.
-
Надёжная платформа
К преимуществам седанов относится также их платформа. Усовершенствование этого типа авто продолжалось на протяжении почти сотни лет, а значит у производителей было и время, и возможности, чтобы учесть и исправить различные недоработки и конструктивные ошибки.
Платформа седанов идеально подходит под характеристики автомобиля и соответствует всем его требованиям.
При производстве современных моделей внедорожников или кроссоверов за основу часто берется именно платформа седанов, конструкция которой изменяется. При таком подходе не исключены конструктивные ошибки, поэтому подвеска многих современных моделей авто не способна выдержать их собственный вес.
Все виды седанов застрахованы от подобных неприятностей, поскольку они выпускаются на собственной надежной и проверенной временем платформе.
-
Приемлемая стоимость содержания
Еще одним неоспоримым преимуществом седанов является невысокая стоимость их обслуживания. Запчасти, плановые ТО, а также разного рода ремонтные работы стоят вполне приемлемо. Причина заключается в высокой надежности этого вида автомобилей, которая выдержала проверку временем.
С этой позиции разные виды седанов выигрывают у внедорожников, находящихся в самом начале пути своего развития, а значит, их покупка может оказаться приобретением кота в мешке – возможно авто будет безупречно служить в течение многих лет, а возможно – постоянно пропадать в автосервисе.
-
Отличная обзорность
Эта характеристика имеет значение во время парковки, а также при движении в условиях ограниченной видимости. Современные системы, оказывающие помощь при парковке задним ходом, разрабатываются в основном для кроссоверов и внедорожников.
Практически для любых видов седанов наличие такой системы является дополнительной опцией, обеспечивающей повышенное удобство, но она точно не является необходимостью, так как обзорность седанов позволяет с комфортом парковаться как передним, так и задним ходом.
Отметим, что не для каждой модели седанов характерна идеальная обзорность, однако такое преимущество у них все же имеется.
-
Разнообразие модельного ряда
Разумеется, каждый класс автомобилей способен предложить покупателям привлекательные модели. Однако модельный ряд седанов отличается наибольшим разнообразием, поэтому он особенно интересен тем, кто считает авто не просто средством передвижения, но и определением статусности. А удлиненная форма придает машине внешнюю привлекательность.
Эксперты и критики в области автомобильных экстерьеров сходятся во мнении относительно стильности и законченного тюнинга седанов, которые не свойственны ультрасовременным внедорожникам.
Современные автопроизводители предлагают нашему вниманию множество моделей кузовов, у каждой из которых есть свои почитатели. В конечном итоге, их разнообразие является результатом тех требований, которые автовладельцы предъявляют к автомобилям.
Однако седаны обладают многочисленными преимуществами, которые обусловлены многолетним развитием, в процессе которого учитывались различные нюансы конструкции. Присущие седанам достоинства на протяжении многих лет будут обеспечивать их востребованность.
Автомобильные шины - как правильно накачать
Экономные советские автомобилисты с большим опытом эксплуатации отечественной продукции пришли к выводу, что нужно тщательно следить за упругостью покрышек. Если хочешь экономить топливо, то нужно под..читать дальше
Меры безопасности в автомобиле: разрушаем опасные мифы и заблуждения
Любой современный транспорт несет в себе большую опасность для пассажиров, а также для простых пешеходов. Меры безопасности в автомобиле – то, что должен знать и соблюдать каждый автовладелец. О..читать дальше